Цель дисциплины - сформировать у магистранта систему знаний и представлений о логике и методологии агроинженерной науки.

Задачи дисциплины: сформировать представления по логике агроинженерной науки и истории научных школ; системе накопления научных знаний и методах научного исследования; о методах планирования и организации экспериментального исследования.


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ НАУКОВЕДЕНИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. История аграрной науки и ее роль в развитии с.-х. производства. Трехкомпонентность науки. Представление о науковедении. Научная рациональность. Научное исследование. Научное мышление как основа научного исследования. Метод науки и научный метод. Понятие «диалектический метод». Принципы диалектического метода.


Тема2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ.

Субстратный подход. Структурный подход. Функциональный подход. Системный подход. Модельный подход. Абстрагирование. Определение. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Классификация. Аналогия. Моделирование. Обобщение. Научное объяснение.


Тема3. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Идеализация. Мысленный эксперимент. Гипотетико-дедуктивный метод. Метод аксиоматизации. Метод формализации.


Тема4. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

 Наблюдение. Описание и сравнение. Измерение. Планирование эксперимента.


Тема 5. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ.«Язык» научного мышления. Объясняющее мышление. Мышление как диалог. Использование обыденного опыта. Общность и различия научного и обыденного объяснения.

Тема6. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В НАУКЕ И ЕГО СТАДИИ.

Особенности рассмотрения научного творчества с позиции психологии. Стадийность творческого процесса. Интуиция и научное творчество.


Тема7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНОГО.

Интеллект и научное творчество. Тестология общих интеллектуальных способностей. Тесты творческих способностей и результативность научного творчества. Психологические особенности личности учёного и их формирование. Изучение индивидуально-психологических характеристик ученых. Типология учёных по Селье.


Тема8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Научное творчество и память. Модели памяти. Механизмы памяти. Кратковременная и долговременная память. Научное творчество и воображение. Понятие воображения в философских и психологических концепциях. Количественная оценка воображения. Понятие интеллекта. Проблемы определения и оценки интеллекта.

Виды научного объяснения. Дедуктивно-номологическая модель объяснения. Причинное объяснение. Условие адекватности объяснения. Вероятностная модель объяснения. Объяснение как демонстрация возможности и как демонстрация необходимости. Объяснение как подведение под закон. Понимание как интерпретация событий. Связь объяснения и понимания. Рациональное объяснение как модель объяснения человеческих действий. Связь между убеждениями, мотивами и поступками. Проблема использования общих законов в историческом объяснении. Нормы рационального действия. Понимание как функция науки. Традиционное истолкование понимания: понимание как усвоение смысла. Научное понимание: понимание как присвоение смысла. Гипотетико-дедуктивный способ понимания. Индивидуальный смысловой контекст как основа понимания. Непротиворечивость интерпретации как условие понимания. Сходство индивидуальных смысловых контекстов как основа взаимопонимания.


Тема9. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕНИЯ.

Научное общение. Роль дискуссии в развитии науки.


Тема10. СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Введение. Постановка проблемы. Цели и задач. Выделение объекта и предмета исследования. Раскрытие основного тезиса в главах диссертации. Технология написания диссертационного исследования. Требования ВАК к диссертационным исследованиям. Оформление списка литературы.


Тема11. СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИИ

Механизм организации научной полемики (защита диссертации, научные конференции, научные публикации). Требования, предъявляемые научным сообществом к публикациям.


Тема12. МАЛАЯ ГРУППА В НАУКЕ.

О коллективности научной деятельности. Малая группа как субъект научного творчества. Программно-ролевая концепция малой группы. Общение в малой группе. Продуктивный конфликт в малой группе. Стиль руководства малой группой. Адаптация молодого специалиста в малой группе.


           Основная литература

1. Лачуга Ю.Ф. Инновационное творчество - основа научно-технического прогресса. -М.: КолосС, 2011.

2.http: www.studentlibrary.ru/bock/ISDN9785953208218/htm/

3. Глебов, И.Т. Методы технического творчества [Электронный ресурс] : учебное пособие. -- Электрон. дан. -- СПб. : Лань, 2014. -- 111 с. -- Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55700

         Дополнительная  литература

1. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов/ Под ред.В.Н. Волковой, В.Н. Козлова.- М.: Высшая школа, 2004. - 616 с.

2. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - М.: Республика, 2004.

3.  Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. - М.: АО «Аспект-Пресс», 1994

4. Дегтярев М.Г. Логика как часть теории научного познания и методологии. Фундаментальный курс. - М.: Наука, 1994