Цель дисциплины - сформировать устудентов понимание закономерностей развития с.х. техники и орудий в основные исторические периоды общественного развития; сформировать у студента понимание методов научного познанияв области создания и использования машин для агропромышленного комплекса.

Задачи дисциплины: сформировать представления по истории агроинженерной науки и методологии; системе накопления научных знаний и методах научного исследования; о методах планирования и организации экспериментального исследования.


Тема 1.Основные этапы развития с.х. техники и с.х. технологий. Введение. История развития с.-х.техники. Роль В.П. Горячкина в создании и развитии земледельческой механики.

Тема 2. Основные научные открытия, повлиявшие на ход развития с.х. производства.

Общая и частные методолгии. Моделирование как метод методолгии науки. Отношение между моделью и моделирумым объектом. Системы и их свойства.


Тема 3. Прогнозные модели развития с.х. техники.

Предметная область теории. Модель как способ представления предметной области теории. Первичные модели. Иерархия уровней в модельно-репрезентативной системе.

Тема 4. Современный цикл и перспективы развития с.х. техники.

Общее представление о языке. Язык как знаковая система общества (семантика). Язык как знаковая система структурирования деятельности. Иерархия в языке.

Тема 5. Классификация законов научного познания. Методы научных исследований в области создания и использования машин для АПК.

Операции, действия, процессы, процедуры и алгоритмы. Реализуемость и сложность как оценки действий и операций. Операционная сторона логики.

Тема 6. Экспериментальные исследования. Обобщениеи оформление результатов научных исследований.

Проблемы, задачи, вопросы и задания. Задачи в системах научного знания. Внешние структуры задач. Иерархия в проблемной части системы знаний. Оценочная составляющая научного знания.

Контрольные вопросы

1. Конструкция древнеегипетского плуга.

2. «Черкуша» - первое почвообрабатывающее орудие человека.

3. Устройство русской коловой сохи.

4. Обоснование деталейсохи.

5. Исторические предпосылки, возникновение и конструкция косули.

6. Устройство и рабочий процесс сабана.

7. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.

8. Первые тракторные плуги.

9. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.

10. Конные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.

11. Конструкция лопатчатых культиваторов.

12.Устройство водяного колеса (привода).

13. Устройство водяной мельницы.

14. Устройство ветряной мельницы козлового типа.

15. Конструкция ветряной мельницы шатрового типа.

16. Паровые машины Т. Севери и Д. Папена.

17. Паровая машина Т. Ньюкомена.

18. Паровая машинаИ.И. Ползунова.

19. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.

20. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.

21. Первые паровые тракторы.

22. Первый в мире гусеничный трактор Ф.А. Блинова.

23. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.

24. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.

25. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.

26. Устройство первых российскихтракторов .

27. Технические характеристики первых российскихтракторов .

28. Первые тракторные заводы СССР.

29. Тракторостроение и танкостроение в СССР.

30. Тракторостроение в послевоенные годы.

31. Устройство серпа и косы для скашивания зерновых культур.

32. Первые конные жнейки.

33. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.

34. Рабочий процесс паровой молотилки.

35. «Сложная молотилка» - назначение, конструкция

36. . Маслобойное производство в дореволюционной России.

37. Крахмально-паточное производство из картофеля.

38. Первые паровые автомобили.

39. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.

40. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.

41. Автомобили Б. Луцкого.

42. Первый автомобильный завод в Российской империи.

43. АМО-ЗИЛ - первый автозавод в СССР.

44. Конструкции первых грузовых автомобилей.

45. История Горьковского автозавода.

46. Модель и ее свойства.

47. Принципы полисистемной природы научного знания.

48. Системность научного знания.

49. Научные теории. Их полисистемность.

50. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.

51. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.

52. Взаимосвязь реальности и теории.

53. Понятие «Субъект науки».

54. Понятие «Объект науки».

55. Развитие языковых средств науки.

56. Модели понятия алгоритма.

57. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.

58. Научные оценки и структурно-нормативная модель

59. Типология оценок.

60. Современные проблемы агроинженерной науки.


Основная литература

1. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки [Текст] : к изучению дисциплины / И. Лакатос. - М. : Академический проект ; М. : Трикста, 2008.

2. Основы научных исследований [Текст] : учебное пособие / Б. И. Герасимов [и др.]. - М. : ФОРУМ, 2009.

3.Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и изобретательства [Текст] : учеб. пособие / И. Б. Рыжков. - 2-е изд., стер. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2013 г.

4. Глебов, И.Т. Методы технического творчества [Электронный ресурс] : учебное пособие. -- Электрон. дан. -- СПб. : Лань, 2014. -- 111 с. -- Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55700

Дополнительная литература

1.Лачуга, Ю. Ф. Инновационное творчество - основа научно-технического прогресса [Текст] : учебное пособие / Ю. Ф. Лачуга, В. А. Шаршунов. - М. : КолосС, 2011.

2. . Дьяконов В.П., Абраменков И.В. МаthCAD 13.0 в математике, физике и в Internet. - М.: Нолидж, 2008 г.

3 Митков А.Л., Кардашевский С.В. Статистические методы в сельхозмашиностроении. - М.: Машиностроение, 1978.

3. Мельников С.В., Алешкин В.Р., Рощин П.М. Планирование эксперимента в исследованиях с.-х. процессов. - Л.: Колос, 1980.