Цель дисциплины - сформировать устудентов понимание закономерностей развития с.х. техники и орудий в основные исторические периоды общественного развития; сформировать у студента понимание методов научного познанияв области создания и использования машин для агропромышленного комплекса.
Задачи дисциплины: сформировать представления по истории агроинженерной науки и методологии; системе накопления научных знаний и методах научного исследования; о методах планирования и организации экспериментального исследования.
Тема 1.Основные этапы развития с.х. техники и с.х. технологий. Введение. История развития с.-х.техники. Роль В.П. Горячкина в создании и развитии земледельческой механики.
Тема 2. Основные научные открытия, повлиявшие на ход развития с.х. производства.
Общая и частные методолгии. Моделирование как метод методолгии науки. Отношение между моделью и моделирумым объектом. Системы и их свойства.
Тема 3. Прогнозные модели развития с.х. техники.
Предметная область теории. Модель как способ представления предметной области теории. Первичные модели. Иерархия уровней в модельно-репрезентативной системе.
Тема 4. Современный цикл и перспективы развития с.х. техники.
Общее представление о языке. Язык как знаковая система общества (семантика). Язык как знаковая система структурирования деятельности. Иерархия в языке.
Тема 5. Классификация законов научного познания. Методы научных исследований в области создания и использования машин для АПК.
Операции, действия, процессы, процедуры и алгоритмы. Реализуемость и сложность как оценки действий и операций. Операционная сторона логики.
Тема 6. Экспериментальные исследования. Обобщениеи оформление результатов научных исследований.
Проблемы, задачи, вопросы и задания. Задачи в системах научного знания. Внешние структуры задач. Иерархия в проблемной части системы знаний. Оценочная составляющая научного знания.
Контрольные вопросы
1. Конструкция древнеегипетского плуга.
2. «Черкуша» - первое почвообрабатывающее орудие человека.
3. Устройство русской коловой сохи.
4. Обоснование деталейсохи.
5. Исторические предпосылки, возникновение и конструкция косули.
6. Устройство и рабочий процесс сабана.
7. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.
8. Первые тракторные плуги.
9. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.
10. Конные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.
11. Конструкция лопатчатых культиваторов.
12.Устройство водяного колеса (привода).
13. Устройство водяной мельницы.
14. Устройство ветряной мельницы козлового типа.
15. Конструкция ветряной мельницы шатрового типа.
16. Паровые машины Т. Севери и Д. Папена.
17. Паровая машина Т. Ньюкомена.
18. Паровая машинаИ.И. Ползунова.
19. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.
20. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.
21. Первые паровые тракторы.
22. Первый в мире гусеничный трактор Ф.А. Блинова.
23. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.
24. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.
25. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.
26. Устройство первых российскихтракторов .
27. Технические характеристики первых российскихтракторов .
28. Первые тракторные заводы СССР.
29. Тракторостроение и танкостроение в СССР.
30. Тракторостроение в послевоенные годы.
31. Устройство серпа и косы для скашивания зерновых культур.
32. Первые конные жнейки.
33. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.
34. Рабочий процесс паровой молотилки.
35. «Сложная молотилка» - назначение, конструкция
36. . Маслобойное производство в дореволюционной России.
37. Крахмально-паточное производство из картофеля.
38. Первые паровые автомобили.
39. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.
40. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.
41. Автомобили Б. Луцкого.
42. Первый автомобильный завод в Российской империи.
43. АМО-ЗИЛ - первый автозавод в СССР.
44. Конструкции первых грузовых автомобилей.
45. История Горьковского автозавода.
46. Модель и ее свойства.
47. Принципы полисистемной природы научного знания.
48. Системность научного знания.
49. Научные теории. Их полисистемность.
50. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.
51. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.
52. Взаимосвязь реальности и теории.
53. Понятие «Субъект науки».
54. Понятие «Объект науки».
55. Развитие языковых средств науки.
56. Модели понятия алгоритма.
57. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.
58. Научные оценки и структурно-нормативная модель
59. Типология оценок.
60. Современные проблемы агроинженерной науки.
Основная литература
1. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки [Текст] : к изучению дисциплины / И. Лакатос. - М. : Академический проект ; М. : Трикста, 2008.
2. Основы научных исследований [Текст] : учебное пособие / Б. И. Герасимов [и др.]. - М. : ФОРУМ, 2009.
3.Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и изобретательства [Текст] : учеб. пособие / И. Б. Рыжков. - 2-е изд., стер. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2013 г.
4. Глебов, И.Т. Методы технического творчества [Электронный ресурс] : учебное пособие. -- Электрон. дан. -- СПб. : Лань, 2014. -- 111 с. -- Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55700
Дополнительная литература
1.Лачуга, Ю. Ф. Инновационное творчество - основа научно-технического прогресса [Текст] : учебное пособие / Ю. Ф. Лачуга, В. А. Шаршунов. - М. : КолосС, 2011.
2. . Дьяконов В.П., Абраменков И.В. МаthCAD 13.0 в математике, физике и в Internet. - М.: Нолидж, 2008 г.
3 Митков А.Л., Кардашевский С.В. Статистические методы в сельхозмашиностроении. - М.: Машиностроение, 1978.
3. Мельников С.В., Алешкин В.Р., Рощин П.М. Планирование эксперимента в исследованиях с.-х. процессов. - Л.: Колос, 1980.
- Преподаватель: Петр Алексеевич Смирнов