1.Цель и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины: формирование у аспирантов методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований.

Задачи: - формирование  представлений  о специфике  научно-исследовательской деятельности;

- систематизация знаний о принципах построения  научного исследования и основных этапах работы над ним;

-  получение знаний об основных принципах  научного реферирования и цитирования;

- формирование представлений об апробации диссертационного исследования и публикации его результатов;

- получение знаний о процедурах подготовки к защите, защите и оформлении документации по итогам законченного диссертационного исследования.

Понятие о методологии как о системе принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Понятие «деятельность». Структурные компоненты деятельности. Науковедческие основания методологии науки. Научное познание и научное исследование. Наука как социальный институт. Общие закономерности развития науки. Структура научного знания. Научные профили и их связь с вненаучной профессиональной (в т.ч. педагогической) деятельностью.

Возможности изменения научного профиля профессиональной деятельности. Критерии научности знания. Классификация научного знания.

Теоретические и эмпирические исследования, их взаимосвязь. Фундаментальное и прикладное исследование. Формы организации научного знания. Понятие «факт» и его интерпретация. Функции фактов в исследовании. Гипотеза как форма научного знания. Виды гипотез, основные требования к научной гипотезе. Формальные признаки «хорошей» гипотезы. Понятия «положение», «аксиома», «понятие», «категория», «термин», «принцип», «закон», «теория», «доктрина», «парадигма».

Научная деятельность и ее типы. Коллективная и индивидуальная научная деятельность. Особенности индивидуальной научной деятельности.

Особенности коллективной научной деятельности. Особенности  научных исследований в сфере управления образованием. Принципы научного познания проблем предметной области профессиональной деятельности (детерминизм, дополнительность, соответствие).